Инструкция по установке в бак емкостного датчика уровня топлива ДУТ-Е-А5/А10/F/232/485

Общая информация

Датчик уровня топлива ДУТ-Е представляет собой емкостное устройство (рис. 1), предназначенное для установки в бак транспортного средства (ТС) с бортовой сетью напряжением12 или 24 В. ДУТ-Е оснащен встроенным стабилизатором напряжения, поэтому его выходной сигнал не зависит от напряжения бортовой сети ТС.

Модели ДУТ-Е различаются выходным сигналом:

1. В ДУТ-Е-А5/10 выходной сигнал является напряжением постоянного тока. На необрезанном датчике оно меняется от 1500 до 4500 мВ на пустом и полном баке соответственно (длямодели ДУТ-Е-А10 – 1500 и 9000 мВ).

2. В ДУТ-Е-F выходной сигнал является импульсами положительной полярности с амплитудой, которая равна напряжению бортовой сети ТС и частотой следования, соответствующей уровню топлива в баке. На необрезанном ДУТ-Е-F частота меняется в пределах от 500 до 1500 Гц на пустом и полном баке соответственно.

3. В ДУТ-Е-232/485 цифровой выходной сигнал соответствует стандарту RS232/485. На необрезанном датчике он меняется в диапазоне от 0 до 1023 на пустом и полном баке соответственно. Его мерная часть состоит из двух концентрических алюминиевых трубок, которые образуют конденсатор.

Рис. 1

Для получения точного выходного сигнала следует правильно выбрать длину трубки. Для моделей ДУТ-Е допускается обрезка трубки не более трети от ее первоначальной длины.

Установка датчика должна производится с полным соблюдением правил техники безопасности!

Общие правила установки датчика (Рис.2 а, б)

Устройство ДУТ-Е располагается вертикально.

Между концом трубки и дном бака должен быть зазор в 2,5–3 см, чтобы скапливающаяся на дне бака вода и токопроводящий осадок не замыкали обкладки устройства. Обрезку лишней части трубки можно выполнить при помощи ножовки по металлу или резака для труб. Края среза необходимо аккуратно зачистить и промыть.

Если ДУТ-Е устанавливается в специальное отверстие, то необходимо максимально точно определить геометрический центр бака, чтобы при эксплуатации нивелировать ошибки при кренах ТС.

Перед началом сверления отверстия следует проверить бак и убедиться, что внутри в этом месте нет никаких переборок!

Для ДУТ-Е вырезается фрезой по металлу. Его диаметр должен составлять 38 мм. Если бак стальной или толстостенный, то необходимо высверлить 5 дополнительных отверстий диаметром 2 мм, чтобы закрепить датчик саморезами.

Перед началом этих работ следует полностью слить топливо и выпарить бак или наполнить его водой. Такая мера необходима, чтобы исключить вероятность воспламенения паров горючего.

ДУТ-Е можно установить вместо штатного датчика ТС. Все крепления переходной пластины совместимы с креплениями штатных датчиков автомобилей, выпущенных в СНГ. Такой вариант потребует восстановления работы штатного индикатора и лампочки резерва топлива на приборной панели.

Чтобы обеспечить хорошую электроизоляцию между баком и датчиком, головки винтов саморезов нельзя перекашивать, их следует полностью утопить в переходной пластине ТС!

Резиновое уплотнительное кольцо должно лежать точно по выемке в переходной пластине. Для лучшего скольжения его можно смазать моторным маслом или соляркой.

Упор ДУТ-Е следует фиксировать на трубке двумя стопорными винтами. Для фиксации датчика в разъеме его необходимо повернуть по часовой стрелке до совмещения пломбировочных проушин.

   

Рис.2 (а, б)

Электрическое подключение (Рис.3)

Электрическое подключение ДУТ-Е-А5/А10/F следует выполнять соответственно назначению контактов (Рис. 3, Таблица 1):

Электрическое подключение ДУТ-Е-232/485 производится по Рис. 4, 5, согласно Таблице 2:

 

Рис. 4

Рис. 5

Таблица 2

Корпус ДУТ-Е электрически связан с минусовым контактом ДУТ-Е (коричневый провод). Электрическую развязку бака и ДУТ-Е обеспечивает переходная пластина из диэлектрического пластика.

Чтобы не допустить повреждения кабеля короткого замыкания, его следует укладывать со штатной электропроводкой ТС с обязательной фиксацией положения кабеля хомутами через каждые полметра. (Рис. 6).

Рис. 6

Если терминал настраивается на запись данных только при включенном зажигании, питание ДУТ подключается после замка зажигания (при выключенном зажигании питание на датчик поступать не будет). При настройке регистратора на постоянную запись кабель датчика подключается до замка зажигания.

Электронный терминал и ДУТ-Е должны подключаться к бортовому питанию и «массе» ТС в одних точках!

В настройках электронного терминала необходимо выставить позицию «Показания ДУТ не зависят от напряжения бортовой сети».

Следует учесть, что токопроводящая грязь или вода будут искажать показания датчика! Это же относится к сильному окислению контактов выключателя «массы» или его неисправности!

Настройка ДУТ-Е-232/485

После обрезки трубки ДУТ-Е-232/485 калибровка значений уровня топлива в баке (пустом и полном) будет нарушена. Перекалибровка устройства производится с помощью «Сервисного комплекта ДУТ» и программного обеспечения «Сервис ДУТ-Е».

Подключение ДУТ-Е-232/485 к ПК выполняется по Паспорту на «Комплект сервисный ДУТ-Е» и «Руководству по установке драйвера USB». Работа с программным обеспечением подробно описана в «Руководстве пользователя Сервиса ДУТ-Е».

Установка сигнала датчика, соответствующего пустому топливному баку (0 у.е.), выполняется нажатием кнопки «Калибровка min, пустой датчик». При этом трубка датчика не должна быть погружена в горючее.

Далее ее необходимо погрузить в топливо до максимального уровня и нажатием кнопки «Калибровка max, полный датчик» установить сигнал датчика, соответствующий полному баку (1023 у.е.).

После этого провести дополнительные настройки можно будет только по паролю, указанному в приложении к паспорту ДУТ-Е-232/485.

С помощью ПО Сервис ДУТ-Е можно установить требуемые режимы работы ДУТ: - время фильтрации (по умолчанию 10 сек.); - интервал периодической выдачи данных (по умолчанию 1 сек.); - режим выдачи данных (по умолчанию HEX) (Рис. 7).

Рис. 7

Для ДУТ-Е-485 доступна установка уникального Адреса для каждого датчика в интерфейсе передачи данных RS485.

По завершении всех монтажных работ следует произвести тарировку топливного бака ТС!