Тарировка топливного бака

Для финансовых показателей любой автотранспортной компании очень важна такая статья, как затраты на горючее. Соответственно, проблема контроля расхода топлива требует серьезного подхода и принятия конкретных решений, которыми может стать установка датчика уровня топлива и тарировка бака каждого автомобиля.

Что представляет собой тарировка топливного бака

Согласно толковому словарю, тарировка представляет собой проверку данных приборов путем их сравнения с показаниями контрольных устройств.

Словарь синонимов предлагает дополнение: «тарировать – градуировать, калибровать».

Викисловарь окончательно проясняет значение этого термина. В нем говорится, что тарировкой называется градуировка измерительных приборов и регулирующих устройств, а калибровкой – сопоставление делений инструментальной шкалы со значениями измеряемой величины.

Чтобы диспетчеру через систему мониторинга поступали точные данные о расходе топлива, его остатке, заправках, бак необходимо тарировать. На основании полученных результатов составляется тарировочная таблица, в которой приводятся данные ДУТ и соответствующие им реальные значения количества топлива.

Как производится тарировка

Датчики уровня топлива (ДУТ) имеют схожую конструкцию. Различие состоит только в длине трубок, которые обрезаются в зависимости от высоты топливного резервуара. Но, если датчики устанавливать в различные по форме и размерам баки, то их показания будут различаться.

Тарировка – достаточно сложный и длительный процесс, требующий понимания и точных действий. Она проводится поэтапно.

  • 1. Установка датчика уровня топлива. Обычно датчик устанавливается по центру абсолютно пустого бака. Если его установить в боковой части резервуара, то в дороге при наклоне автомобиля система покажет неправильные значения – «ложный слив» или «дозаправку». В длинные баки можно установить два датчика по краям. Система суммирует их показания и выдаст среднее арифметическое значение. Такой же принцип действует и для автомобилей с двумя топливными резервуарами. Если позволяет рабочее пространство, то установка ДУТ производится без демонтажа бака. Далее датчик подключается к бортовому питанию и терминалу спутникового мониторинга ГЛОНАСС GPS.
  • 2. Тарировка бака. В пустой бак поэтапно вливается определенное количество топлива, каждый раз данные заносятся в программу. Для резервуаров объемом до 200 литров заливается по 10 литров, до 400 литров – 20, до 1000 литров – 50. В целом, чем меньшим объемом горючего тарируется бак, тем точнее будут полученные цифры. Для тарировки следует использовать сертифицированные мерники необходимого объема. Далее компьютер рассчитает значения, соответствующие отметкам, кратным 10, 20 или 50 литрам и покажет количество горючего в резервуаре с точностью до десятых долей литра.

Полученные в результате этого метода тарировочные таблицы позволяют сократить до минимума накладные расходы.

После тарировки можно легко установить следующие данные:

  • - заправки и сливы горючего с обозначением объема, места и времени;
  • - расход топлива в дороге на каждые 100 км.

Поэтому высокая точность измерений количества горючего в баке автомобиля в результате тарировки – это реальная база для организации эффективного контроля расхода топлива.

Тарировка топливного бака от компании «Синергия»

Далеко не все автотранспортные компании самостоятельно проводят тарировку баков, считая эту операцию хлопотной, длительной и дорогостоящей. Некоторые из них придерживаются следующего принципа: выставляют минимальное и максимальное значение при пустом и полном резервуаре и в результате контрольных заправок подгоняют цифры. Такой способ окажется более-менее приемлемым только в том случае, если все автомобили компании заправляются исключительно на собственной АЗС.

Компания «Синергия», занимающаяся спутниковым мониторингом транспорта, предлагает автоперевозчикам свои услуги по тарировке баков. Расходы, связанные с этой операцией, многократно окупаются в процессе работы за счет эффективного контроля расхода топлива. Более того, полученные сведения являются основой для GPS-мониторинга автомобилей компании в целом.